Ещё одна проблема,
которая часто встречается в должностных инструкциях, и которую можно разрешить
при помощи метода самонаблюдения (или самофотографии рабочего времени – СФРВ),
- это одинаковые обязанности у совершенно разных должностей, а зачастую и у
разных категорий должностей. Это частный случай второй ситуации из
рассмотренных нами в первой части – «реальная деятельность в целом соответствует
должностным обязанностям, но…»
Почему у них одинаковые должностные обязанности?
Рассмотрим на примере.
Одна из должностных обязанностей сформулирована следующим образом: «Участвует в
мероприятиях, проводимых ООО «Чайка» (название организации изменено).
Такая формулировка была
замечена в должностных инструкциях
- заместителей директора (по всем направлениям);
- начальников отделов (самых разных);
- бухгалтеров, включая главного;
- методистов;
- специалистов по маркетингу;
- специалистов издательского отдела (типографии);
- специалистов по связям с общественностью;
- заведующего библиотекой;
- заведующего музеем;
- программистов – простых и ведущего;
- уборщиков служебных помещений.
Освобождены от этой
«повинности» были, пожалуй, лишь работники отдела кадров, юрисконсульт,
секретарь и дворники с вахтёрами и сторожами.
Прочитав это, можно
предположить, что перед нами некое учреждение культуры, специализирующееся на
проведении мероприятий. Но это не так. Это образовательное учреждение,
оказывающее услуги повышения квалификации.
Тогда, возможно, нужно
конкретизировать мероприятия, поскольку для каждой категории специалистов они
разные? И это не так – мероприятия, как выяснилось в процессе наблюдения, для
всех одни и те же.
Разница в том, какое
именно участие принимает каждая из должностей в этих самых мероприятиях.
Применение результатов СФРВ помогло конкретизировать и правильно описать эти
обязанности.
Как описать участие в проведении мероприятий
В результате картина
участия в мероприятиях несколько изменилась:
1) у некоторых должностей
обязанности были конкретизированы, например, для программиста:
- «по запросу выдает необходимое оборудование (ноутбуки, флеш-модемы, видеокамеры, микрофоны и т.д.) во временное пользование с занесением соответствующей отметки в журнал выдачи оборудования»;
- «по запросу осуществляет запись информации на CD и DVD диски в необходимом количестве»;
2) у второй группы
должностей выяснилось, что их деятельность для мероприятий не отличается от
обычной текущей деятельности, например, для уборщиков служебных помещений:
- «производит влажное подметание и мытье лестничных площадок, маршей, удаление пыли с потолка, влажную протирку стен, дверей, плафонов, подоконников, оконных решеток, перил, чердачных лестниц»;
или специалистов
издательского отдела (типографии):
- «разрабатывает макеты и печатает различные бланки (свидетельства, грамоты, благодарственные письма и др.)»;
- «тиражирует различные печатные материалы для нужд ООО «Чайка» и по запросу сторонних организаций»,
разница лишь в объёме
работы: к мероприятиям он увеличивался;
3) и, наконец, у третьей
группы должностей таких обязанностей в должностных инструкциях не было, но
фактически они обслуживали мероприятия, например, секретарь директора
заказывает билеты, бронирует номер в гостинице для приглашённых гостей.
Следующим шагом после корректировки должностных
обязанностей является их привязка к стимулирующим выплатам. Об этом читайте в
статье «Как связать должностные обязанности и стимулирующие выплаты».
Комментариев нет:
Отправить комментарий