вторник, 27 марта 2018 г.

Союз труда и музыки: возможно ли?



Функциональная музыка

Производственная музыка


Какую роль в организации труда играет музыка? Насколько уместна она на работе? Странные вопросы, скажете вы… Не совсем.

Работники советских предприятий наверняка помнят, что музыка часто сопровождала их трудовую деятельность. Под музыку тянулся народ к проходной предприятия, музыка физкультминуток взбадривала уже успевший «заскучать» коллектив, под музыку работали на конвейерах.



И это было не просто развлечение: использование функциональной музыки в производственной обстановке рекомендовалось специалистами научной организации труда для повышения работоспособности.

Ну а раз это рекомендации науки, следовательно, и музыка должна быть не абы какая, а специальная, соответствующая определённым требованиям.

Положительное влияние правильно подобранной музыки на организм заключается в том, что она,
  • во-первых, вызывает положительные эмоции,
  • во-вторых, повышает активность, стимулирует ритмику всех систем организма, особенно двигательной.

И происходит это, когда ритм музыки совпадает с ритмом движений работника. Причём, магия заключается в том, что особых усилий со стороны человека не требуется, проявляется этот эффект непроизвольно.

Если перед началом рабочего дня на 15-20 минут включить бодрые танцевальные композиции, это поднимет тонус и настроение работающих.

Кривая работоспособности


Что касается функциональной музыки, транслируемой в течение рабочего дня (смены), здесь необходимо учитывать кривую работоспособности, характерную для данного подразделения.

В динамике работоспособности в течение рабочего дня различают следующие фазы:
  • фаза врабатывания или нарастающей работоспособности – начальный период работы. В зависимости от вида трудовой деятельности и индивидуальных особенностей работника длится от нескольких минут до 1,5 часов, иногда дольше;


  • фаза высокой устойчивой работоспособности – человек работает стабильно, ровно, с высокими производственными показателями. Длительность фазы – 2-2,5 часа и больше;


    Уставший работник
  • фаза снижения работоспособности – развивающееся утомление. Притупляется внимание, появляются лишние движения, реакции зачастую становятся ошибочными, замедляется скорость решения задач, ухудшается состояние сердечно-сосудистой системы. Соответственно, ухудшаются и производственные показатели.

В течение рабочего дня (смены) этот цикл повторяется, как правило, дважды: до обеда и после, причём после обеда фаза врабатывания протекает быстрее, фаза устойчивой работоспособности менее длительна, уровень эффективности также понижен, третья фаза наступает быстрее, так как утомление за день накапливается.

Повышенная тяжесть труда характеризуется резкими колебаниями работоспособности, кратковременностью стабильной фазы и рано развивающимся утомлением.

Разрабатывая режим труда и отдыха, необходимо стремиться к тому, чтобы

  • фаза врабатывания укорачивалась;
  • период устойчивой работоспособности занимал максимум продолжительности рабочего дня (смены);
  • спад работоспособности был отодвинут к концу рабочего дня,

то есть важнейший принцип разработки рационального режима труда и отдыха – «выравнивание» кривой работоспособности.

Какую музыку можно включить


Прежде чем разрабатывать график музыкального сопровождения (время начала и продолжительность музыкальных трансляций), рекомендуется исследовать кривую работоспособности в данном подразделении.

Продолжительность звучания музыки в целом за смену следует устанавливать в пределах 1 – 1,5 – 2,5 часа. Наибольшее значение (2,5 часа) применяется в вечерние и ночные смены, а также при повышенной монотонности труда, если же повышается тяжесть и нервно-психическая напряжённость труда, ухудшаются его условия, период звучания функциональной музыки необходимо уменьшать до 1-1,5 часов.

Что говорят специалисты по научной организации труда о содержании музыки? Оно зависит от содержания трудовой деятельности.

Чем короче и проще трудовые операции, тем ярче и выразительнее должна быть музыка, и наоборот: чем выше напряжённость труда, чем больше должно быть сконцентрировано внимание работника, тем более спокойную и нейтральную музыку нужно использовать.

Работаем без музыкального сопровождения


Однако, есть и такие сферы деятельности, где производственную музыку применять не рекомендуется. Противопоказаниями являются:

  • необходимость высокой (свыше 70% рабочего времени) концентрации внимания в процессе работы;
  • большая доля умственной деятельности в общем объёме работы – также свыше 70%;
  • разнообразие и большая напряжённость выполняемых работ;
  • непостоянное рабочее место;
  • неблагоприятные санитарно-гигиенические условия производственной среды.

Что это за работы?

Умственное напряжение
Прежде всего, это научный, административный персонал, программисты, диспетчеры, проектировщики, работники, постоянно работающие с людьми и документами.

Сюда же относятся работники экспериментальных, опытных цехов и участков, работники, занятые на единичном и мелкосерийном производстве, занимающиеся наладкой сложного и разнообразного оборудования, сложными контрольно-регулировочными операциями.

Не рекомендуется использовать функциональную музыку в производствах с повышенным шумом, значительным физическим и нервно-психическим напряжением.

Не подойдёт такая мера многостаночникам, работникам, постоянно перемещающимся по цеху либо по другим помещениям.

Для всех этих категорий работ и работников музыку можно включать до начала смены, после её окончания, а также в обед.

Источники конфликтов в организации


Как видите, функциональная, или производственная, музыка не имеет ничего общего с включенным на полную мощность и работающим целый день радиоприёмником, чем часто грешат офисные работники.

Это дополнительный раздражитель и источник как скрытых, так и явных конфликтов в коллективе. Кому-то хочется послушать новости, а кого-то раздражает льющийся из динамика развязный шансон. Кому-то слишком тихо, кому-то, напротив, невыносимо громко… Собственно, такую же картину мы наблюдаем и с открыванием-закрыванием окон и форточек: на всех не угодишь.

Передачи производственной музыки – это специально организованная программа, где чётко выверены содержание музыки (её характер, соотношение текста и музыки), время и продолжительность трансляции. Программу необходимо регулярно обновлять, так как надоевшая музыка становится не средством повышения производительности труда, а очередным раздражителем.

Ответственный по учреждению


Человек, отвечающий за музыку
Кто отвечает за это направление работы на предприятии? В советское время на крупных заводах, фабриках существовали радиоузлы, и фонотекой производственной музыки занимался радист либо заведующий радиоузлом.

Сейчас же, если руководитель вдруг озаботится данным вопросом, я уверена, его выбор падёт на специалистов службы управления персоналом. Считаю, правильнее будет создать рабочую группу, в которую следует включить медиков (если таковые есть на вашем предприятии), производственников, психологов.


А можно объявить конкурс на поиск подходящих композиций среди работников, ведь и специалисты при выборе произведений для трансляции советуют также учитывать пожелания работающих. Для сведения: классическая музыка для таких целей не подходит, так как она не задаёт необходимого ритма.

©Татьяна Самородских, 2018

Читайте также:

Комментариев нет: