В соответствии с частью 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» каждый работник должен по 31 декабря 2020 г. включительно подать работодателю письменное заявление, в котором будет изложен его выбор: хочет ли он оставить бумажную трудовую книжку либо переходит на электронный формат ведения сведений о его трудовой деятельности.
- Если организация использует бланки и образцы заявлений, следует разработать соответствующие формы и для данной ситуации.
Ничего сложного в данных документах нет, вот как может выглядеть образец заявления о продолжении ведения бумажной трудовой книжки:
А вот — о переходе на так называемую электронную трудовую книжку:
Нужно ли регистрировать заявления
Нужно ли регистрировать личные заявления работников? Такого требования законодательство не содержит, но для упорядочения документооборота и во избежание конфликтов я советую это делать. Тем более, что от даты получения заявления работодателем отсчитываются различные сроки — например, срок предупреждения об увольнении.
- Кроме того, дата подачи заявления о выборе работника фигурирует во всех формах, планируемых ПФР к утверждению: СЗВ-ТД, СТД-Р и СТД-ПФР.
Обратите внимание, дата написания заявления и дата подачи могут различаться! Работник написал заявление, но подал его работодателю лишь через некоторое время, поэтому необходимо зафиксировать именно дату подачи.
- О том, как организовать эту работу, вы можете узнать из видео.
В соответствии с «ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утв. приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст (далее — ГОСТ по делопроизводству), отметка о поступлении документа проставляется в правом нижнем углу и включает в себя дату (при необходимости — время) и входящий номер:
Срок сдачи отчёта в ПФР
Если работник подал одно из вышеуказанных заявлений, об этом необходимо отчитаться перед ПФР до 15 числа следующего месяца, указав, какой именно выбор сделал работник, и когда он подал заявление. Вот выдержка из отчётной формы СЗВ-ТД:
Например, Иванов И.И. подал заявление 17 августа 2020 г., значит, об этом событии вы должны известить ПФР не позднее 15 сентября 2020 г.
- Если работник выбрал дальнейшее ведение бумажной трудовой книжки, вам остаётся только отправить отчёт СЗВ-ТД в ПФР.
Если же работник переходит на электронный формат сведений о трудовой деятельности, вам необходимо выдать ему трудовую книжку, предварительно внеся в неё запись о выборе работника. В графе 4 трудовой книжки в качестве документа-основания вы указываете то самое заявление работника:
*Примечание: данная запись является примерной, официально образец такой записи не утверждён.
- Не забудьте заверить блок записей своей организации подписью ответственного лица и печатью (при наличии)! Если в трудовой книжке есть записи о поощрениях и награждениях, их также нужно заверить.
Помните, что работник, получая трудовую книжку, должен расписаться в книге учёта ведения и хранения трудовых книжек и вкладышей!
Хранение заявлений работников
После того, как воля работника исполнена, заявление должно быть помещено на хранение. Сроки хранения документов по личному составу указаны в следующих нормативно-правовых актах:
- Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (ст. 22.1)
- Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 (далее - Перечень)
К сожалению, конкретно такие виды заявлений там не указаны, возможно, позднее будут внесены изменения. Для большей уверенности можете сделать запрос в архивную организацию. Если данные заявления будут отнесены к документам длительного срока хранения (50/75 лет), то их можно хранить в составе личных дел.
- В этом случае не забудьте внести изменения в локальный нормативный акт, регламентирующий ведение личных дел в вашей организации.
Если же эти заявления отнесут к документам временного срока хранения, то можно воспользоваться ст. 665 Перечня - заявления, не вошедшие в состав личных дел, и тогда срок их хранения будет 5 лет.
- В этом случае в личные дела их помещать мы уже не можем, так как по правилам делопроизводства документы с разным сроком хранения следует помещать в разные номенклатурные дела.
Вам нужно завести новое номенклатурное дело и внести изменения в номенклатуру дел.
*Примечание: ведение личных дел не обязательно, если вы не относитесь к государственной или муниципальной службе.
***
***
Дополнено 28.07.2020: с 18 февраля 2020 г. вступил в силу Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236 (далее — Перечень).
К сожалению, в этом Перечне также отсутствуют подобные заявления, а, кроме того, исчезла и такая позиция, как «заявления, не вошедшие в состав личных дел». Что делать? Предлагаю следующие варианты:
- Обратиться к специалистам архива за разъяснениями
- Установить срок хранения 5 лет, так как из всех заявлений, упомянутых в перечне и связанных с трудовыми отношениями, заявления с данным сроком хранения составляют наиболее многочисленную группу
- Применить ст. 451 Перечня: «Заявления работников о выдаче документов, связанных с работой, и их копий». В этом случае срок хранения таких заявлений — 1 год
***
На самом заявлении в соответствии с ГОСТом по делопроизводству делается отметка о направлении в дело, которая может быть дополнена краткими сведениями о характере исполнения документа:
На самом заявлении в соответствии с ГОСТом по делопроизводству делается отметка о направлении в дело, которая может быть дополнена краткими сведениями о характере исполнения документа:
Также вам будет интересно:
- Электронные трудовые книжки. Последние новости
- Ответственный за электронные трудовые книжки
- Работник устраивается на работу впервые в 2020 году: электронная трудовая книжка или бумажная?
- Номенклатура дел кадровой службы: 10 полезных фактов
- Формирование кадровых документов в дела: 14 полезных советов
Ещё больше полезной информации вы можете найти, приобретя запись вебинара "Личное заявление работника: как выстроить систему"
Комментариев нет:
Отправить комментарий