Вопрос с кадрового форума:
«Коллеги, подскажите, как вы решаете вопрос с медосмотрами? Уже замучалась «бодаться» со специалистом по охране труда, он почему-то считает, что это моя обязанность».
Могу поделиться своим опытом.
Нужно ли проходить медосмотр
В организации, о которой пойдёт речь, работников на медосмотры не направляли. Изредка этот вопрос поднимался, но мнения были противоречивыми, как и ответы, которые мы получали от различных инстанций, куда обращались за консультацией.
Суть была в том, что организация занималась повышением квалификации взрослых. Поэтому в одном ответе было сказано, что раз мы не работаем с несовершеннолетними, к нам требования о прохождении медосмотра не относятся.
В другом ответе, наоборот, высказывалась точка зрения, что формулировка п. 18 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, предельно конкретизирована: «Работы в образовательных организациях всех типов и видов…», а наша организация была образовательной.
Точку в этом вялотекущем споре поставил инспектор ГИТ после проверки по жалобе работников. И хотя работники жаловались совсем на другое, проверили заодно и охрану труда и вынесли предписание устранить нарушения. Всё-таки инспектор сослался на этот самый п. 18, и перед руководителем встал вопрос организации направления работников на медосмотры.
Как организовать медосмотр на предприятии
Предстояло определить виды работ по осуществлению данного процесса и распределить их между должностными лицами.
Основным нормативным актом, которым следует руководствоваться при организации медосмотров, является вышеуказанный приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2011 № 302н.
Работа по данному направлению включает в себя:
1) выбор медицинской организации, заключение договора с ней, обеспечение оплаты, в случае непролонгации договора оформление запроса по передаче медицинских карт работников в другую медицинскую организацию;
2) формирование так называемого списка контингента работников, подвергающихся воздействию вредных производственных факторов либо выполняющих работы, входящие в Перечень работ, представление его на утверждение руководителю организации, передача в установленных сроки в территориальный орган Роспотребнадзора;
3) разработка поимённого списка работников, подвергающихся воздействию вредных производственных факторов либо выполняющих работы, входящие в Перечень работ, представление его на утверждение руководителю организации;
4) согласование с медицинской организацией календарного плана проведения периодического медосмотра, передача поимённого списка работников в медицинскую организацию в установленные сроки, ознакомление работников с календарным планом;
5) выдача направлений на предварительные и периодические медосмотры, ведение журнала учёта выдачи направлений;
6) ведение учёта прохождения работниками медосмотров, хранение заключительных актов, выданных по результатам медосмотров.
Кто организует медосмотры в организации
Это – что нужно делать, дальше предстояло определить, кто должен это делать. Это, как вы понимаете, ключевой момент: никто не хочет брать на себя лишнюю работу. Поэтому мне предстояло изучить ряд нормативно-правовых актов, разработать вариант решения и проявить чудеса дипломатии в беседе с директором 😊
Штат организации на тот момент включал должности ведущего инженера по охране труда*, входившую в состав административно-хозяйственного отдела, и ведущего специалиста по кадрам, входившую в состав отдела правового и кадрового обеспечения.
*Примечание: для справки замечу, что должность «инженер по охране труда» в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.05.2013 № 205 была исключена из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих.
С 1 июля 2013 г. применяется раздел справочника «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», утверждённый приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. № 559н, в котором предусмотрена должность «специалист по охране труда».
Существование должности специалиста по охране труда с устаревшим наименованием в нашей организации объяснялось нюансами в оплате труда и волей учредителя.
Мною были изучены:
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37;
- Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», утверждённые приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. № 559н;
- Профессиональный стандарт 07.003 «Специалист по управлению персоналом», утв. Приказом Минтруда РФ от 06.10.2015 № 691;
- Профессиональный стандарт 40.054 «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 № 524н.
Выяснилось, что ни в профстандарте специалиста по управлению персоналом, ни в квалификационных требованиях к должностям специалиста по кадрам и менеджера по персоналу нет упоминаний об обязанности по организации медосмотров.
А вот что нашлось в квалификационной характеристике должности «инженер по охране труда»:
«Оказывает подразделениям предприятия методическую помощь в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры»;
в квалификационной характеристике должности «специалист по охране труда»:
«Организовывает и участвует в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным предварительным при приеме на работу и периодическим медицинским осмотрам, предрейсовым (послерейсовым) и предсменным (послесменным) осмотрам»;
и в профстандарте специалиста в области охраны труда:
трудовая функция «Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учётом условий труда», трудовое действие – «Организация проведения предварительных при приёме на работу и периодических медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров (освидетельствований), обязательных психиатрических освидетельствований».
Распределение должностных обязанностей
Таким образом, всё-таки большую часть работы должен взять на себя специалист по охране труда. Но у нас в штате ещё была должность заместителя директора по общим вопросам, который как раз и занимался заключением договоров со сторонними организациями, поэтому первый блок обязанностей достался ему.
В результате обязанности распределились следующим образом:
Вид работы
|
Ответственное
должностное лицо
|
Заключение
договора с медицинской организацией
|
Заместитель
директора по общим вопросам
|
Обеспечение
своевременной оплаты по договору
|
Главный
бухгалтер
|
Оформление
запроса о передаче медицинских карт работников в другую медорганизацию в случае непролонгации договора
|
Ведущий
инженер по охране труда
|
Формирование
списка контингента работников, представление на утверждение директору,
передача в территориальный орган Роспотребнадзора
|
Ведущий
инженер по охране труда
|
Разработка
поимённого списка работников
|
Ведущий
инженер по охране труда
Ведущий специалист по кадрам
|
Представление
поимённого списка на утверждение директору
|
Ведущий
инженер по охране труда
|
Согласование
с медицинской организацией календарного плана периодического медосмотра
|
Ведущий
инженер по охране труда
|
Передача
поимённого списка в медицинскую организацию
|
Ведущий
инженер по охране труда
|
Ознакомление
работников с календарным планом
|
Ведущий
инженер по охране труда
|
Выдача
направлений на периодические медицинские осмотры, ведение журнала учёта
выдачи направлений
|
Ведущий
инженер по охране труда
|
Выдача
направлений на предварительные медицинские осмотры, ведение журнала учёта
выдачи направлений
|
Ведущий
специалист по кадрам
|
Ведение
учёта прохождения работниками медосмотров, хранение заключительных актов, выданных по
результатам медосмотров
|
Ведущий
инженер по охране труда
|
Сразу скажу, что в других организациях обязанности могут распределиться по-другому, в зависимости от масштаба и оргструктуры. Например, мне известны крупные промышленные предприятия, где этим вопросом занимались работники здравпункта.
Да и в нашей организации возник спор по поводу выдачи направлений на медосмотры. Специалист по кадрам и так был перегружен, а инженер по охране труда, наоборот, работал на полставки. Директор приняла решение - основная часть работы будет выполняться инженером по охране труда 😊
Дальше оставалось лишь внести дополнения в положения о структурных подразделениях и должностные инструкции работников. Вы помните, что здесь возможны различные варианты развития событий, об этом я писала в публикации «Кто должен вести табель учёта рабочего времени».
В нашем случае всё прошло нормально: заместитель директора и ведущий специалист по кадрам согласились на изменение их трудовой функции, у главного бухгалтера контроль своевременной оплаты договоров и так значился в должностных обязанностях, а ведущий инженер по охране труда, который работал по совместительству, уволился, и мы, воспользовавшись моментом, переделали должностную инструкцию 😊 Следующий работник уже был принят на основную работу на полный рабочий день.
©Татьяна Самородских, 2018
Дополнено 07.07.2020: с 1 июля 2020 г. вступила в силу новая редакция п. 37 ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ (ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА РАБОТУ) И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ (ОБСЛЕДОВАНИЙ) РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА ТЯЖЕЛЫХ РАБОТАХ И НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.
Подробнее об этом см. в выпуске новостей от проекта "Наш труд" № 4.
Также вам будет интересно:
4 комментария:
Кадровики как всегда с себя всё спихивают ))))
Точно спихивают��по поводу приказа 691н автор поняла как ей удобно. Автор вы забыли о законе о персональных данных. Специалист по охране труда не имеет права хранить и обрабатывать эти данные. Эти обязанности у кадровика. И вами было правильно сказано, что специалист по от готовит таблицу с контингентом а в нем не указываюся фио, день рождения, стаж.так, что это статья сугубо личное мнение специалиста отдела кадров. Одна таблица с контингентом на основании которой ок готовит поименные списки и направления
Очень смешно... кадровик был перегружен, а специалист по охране труда- нет, т.к. был трудоустроен на пол ставки. Так может и он был перегружен и пол ставки здесь ни при чем. Вот и уволился с этой неблагодарной работы, т.к. на него все вешали.
Мое мнение, как руководителя отдела ОТ- предварительные- отдел кадров, т.к. они отвечают за прием, периодические- отдел охраны труда.
Отправить комментарий