Должен ли специалист по
кадрам обладать экономическими знаниями? В Квалификационном справочнике
должностей руководителей, специалистов и других служащих, утверждённом постановлением
Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37, такие требования предъявляются: специалист по
кадрам должен знать основы экономики, организации труда и управления. Однако в
квалификационных требованиях указано лишь высшее профессиональное образование
без направления подготовки.
В профессиональном стандарте
«Специалист по управлению персоналом» указана обобщённая трудовая функция «Деятельность
по организации труда и оплаты персонала», и в квалификационные требования к
специалистам, осуществляющим такую деятельность, уже помимо высшего образования
добавлено дополнительное профессиональное образование - программы
профессиональной переподготовки в области экономики, нормирования и оплаты
труда, программы повышения квалификации. Среди базовых должностей, послуживших
основой для формирования профстандарта, указаны такие серьёзные должности из
Квалификационного справочника, как инженер по нормированию труда и экономист по
труду.
И это правильно. Без
основ таких знаний не обойтись специалистам, работающим с человеческим ресурсом
предприятий, ведь зачастую для руководителей язык цифр гораздо более
показателен, чем абстрактные доводы, основанные на интуиции и психологии (да
простят меня психологи!)
В качестве иллюстрации
приведу случай из моей практики.
Брать ли в штат ещё одного бухгалтера?
Директор попросила
разобраться в ситуации, связанной с работой бухгалтерии. Решался вопрос о приёме
на работу ещё одного бухгалтера, так как бухгалтерия не справлялась с работой,
главный бухгалтер постоянно выходила на работу в выходные дни.
Штат бухгалтерии на тот
момент состоял из главного бухгалтера и двух бухгалтеров. Одна из ставок
бухгалтеров была вакантна, главный бухгалтер и бухгалтер делили её между собой,
выполняя работы в порядке совмещения должностей за дополнительную плату.
Директор предложила взять на вакантную ставку «живого» человека и тем самым
разгрузить работу остальных специалистов. Те запротестовали, объяснив, что
пусть с переработками, но будут справляться сами.
Если бы это была
сторонняя компания, первым делом я бы провела фотографию рабочего дня
специалистов бухгалтерии. Но так как отдел кадров работал в плотной связке с
бухгалтерией, я и так знала, что потери рабочего времени у них просто огромные!
Простой бухгалтер
регулярно отпрашивалась у главного бухгалтера, и та отпускала её неофициально,
т.е. не оформляя отпуск без сохранения заработной платы. При этом они могли
вообще никого не ставить в известность, так как табель учёта рабочего времени
вела главный бухгалтер, и лишь случайно директор или я могли зайти в
бухгалтерию и увидеть, что бухгалтера нет. Тогда и возникало объяснение, что у
неё «семейные обстоятельства», «она себя неважно чувствует», «уехала в
статистику» и т.д.
Сама главный бухгалтер
также любила раз в месяц устраивать себе «длинный выходной», отпрашиваясь у
директора в пятницу. На работу она редко приходила вовремя, практически
никогда, появляясь с полуторачасовым опозданием. На робкие и редкие претензии
агрессивно возражала: «Я и так постоянно по выходным работаю, имею право!»

При этом бухгалтерию
регулярно премировали за то, что они, бедняжки, вдвоём работают за троих,
волокут на себе весь этот непомерный воз обязанностей, не считаются с личным
временем, работая в выходные.
Я понимала, что всё это
директору нужно преподнести в какой-то убедительной форме, а не в виде эмоций. Вариант
с проведением фотографии рабочего дня отпадал: директор не хотела так явно
обозначать свой интерес к бухгалтерии. Пришлось идти другим путём.
Определение потерь рабочего времени
Я решила посчитать, сколько
наша организация платит главному бухгалтеру за фактически не отработанное ею
время. Для решения этой задачи у меня были следующие данные:
1) ежедневные опоздания
на работу – 1,5 часа;
2) раз в месяц неофициальное
отсутствие в пятницу;
3) выходы
на работу в выходные и нерабочие праздничные дни – 30 в год (в соответствии со
служебными записками);
4)
время, фактически отработанное в выходные и нерабочие праздничные дни – 124
часа (в соответствии с данными журнала учёта выдачи ключей);
5)
должностной
оклад главного бухгалтера – 17500 руб.;
6) фактическая заработная
плата главного бухгалтера (включая доплату
за совмещение должностей и премии за интенсивность работы) – в среднем 40000
руб. в месяц.
Производим расчёты:
1) Подсчитаем общее количество
потерь рабочего времени за счёт ежедневных опозданий и неофициального
отсутствия в пятницу:
- 1,5 часа * 5 дней в неделю = 7,5 часа в неделю;
- 7,5 часа * 4 недели = 30 часов в месяц;
- 30 часов * 11 месяцев (при условии, что 1 месяц – ежегодный отпуск) = 330 часов в год;
- 330 часов : 8 часов = 41,25 рабочих дня в год;
- 1 день * 11 месяцев = 11 рабочих дней в год;
- 41,25 + 11 = 52,25 рабочих дня в год.
Итого:
за счёт ежедневных опозданий в 1,5 часа и неофициального отсутствия в пятницу
один раз в месяц потери рабочего времени главного бухгалтера составляют 52,25
рабочих дней в год.
2) Сколько времени не отработано в выходные и нерабочие праздничные дни?
- 124 часа : 8 часов = 15,5 рабочих дней фактически отработано в выходные и нерабочие праздничные дни;
- 30 дней – 15, 5 дня = 14,5 рабочих дней не отработано в выходные и нерабочие праздничные дни
Итого:
фактически в выходные и нерабочие праздничные дни главным бухгалтером не
отработано 14, 5 рабочих дней.
3) Сколько стоит время, не отработанное в обычные рабочие дни?
Возьмём среднее количество рабочих дней в месяц – 21 день
- 40000 руб. : 21 день = 1904,76 руб. – стоимость 1 рабочего дня главного бухгалтера;
- 52,25 рабочих дня * 1904,76 руб. = 99523,71 руб.
Итого:
за время, не отработанное в рабочие дни, излишне выплаченная главному
бухгалтеру заработная плата составляет 99523,
71 руб.
Работа в выходные или
нерабочие праздничные дни работникам, получающим должностной оклад,
оплачивается в размере не менее двойной дневной ставки сверх должностного
оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени (ст.
153 ТК РФ).
- 17500 руб. : 21 рабочий день * 2 = 1666,67 руб.;
- 1666,67 руб. * 14,5 дней = 24166,72 руб.
Итого:
за время, не отработанное в выходные и праздничные дни, излишне выплаченная
главному бухгалтеру заработная плата составляет 24166,72 руб.
***
Дополнено 23.03.2021: Расчёты произведены до вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 № 26-П, в соответствии с которым при определении зарплаты в выходные и нерабочие праздничные дни работодателем должны учитываться компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные в рамках системы оплаты труда организации.
Если учесть эти положения, то сумма излишне выплаченной главному бухгалтеру заработной платы будет ещё больше.
***
5) Сумма излишне выплаченной заработной платы за год составляет:
99523,71 руб. + 24166, 72 руб. = 123690,43
руб
Для пущего эффекта можно
умножить эту сумму на процент налогов, который работодатель платит за работника
(30%):
123690,43 руб. *1,3 = 160797,55 руб.
Ужесточение трудовой дисциплины
Итак, расчёты
произведены, результат преподнесён директору с соответствующими пояснениями:
- почти 124 тысячи рублей главный бухгалтер получила за год просто так, не выполнив за это никакой работы;
- бюджету организации это обошлось в 161 тысячу рублей;
- не отработанное в рабочие дни время никак не компенсируется работой в выходные и праздничные дни: 52,25 рабочих дня – 15,5 рабочих дня = 36,75 рабочих дня так и остались неотработанными, а деньги за них получены;
- если бы вёлся учёт неофициальных невыходов на работу простого бухгалтера, можно было бы подсчитать размер финансовых потерь от работы бухгалтерии в целом;
- всю работу специалисты бухгалтерии могут выполнять в рабочее время в нормальном темпе, следовательно, говорить о премиях за интенсивность работы не приходится.
Для себя я решила так:
если эти результаты не произведут впечатления, предложу всё-таки провести
фотографию рабочего дня специалистов бухгалтерии. Я точно знала, что там кроется
много резервов рабочего времени и, вполне вероятно, третий работник в штате
вообще не нужен.
Но директор и так была
впечатлена, похоже, она никогда не задумывалась о том, что, по сути, бухгалтера
получали двойную, как не тройную оплату: свою заработную плату, доплату за
совмещение должности, которая, вполне возможно, и не нужна в штате бухгалтерии,
и премии за интенсивность работы, которой не было и в помине.
И это бюджетное
учреждение! Думаю, если бы такие цифры увидел собственник в коммерческой
организации, он бы разгневался ещё больше.

Больше «необходимости»
работать в выходные у главного бухгалтера не возникало. А директор,
впечатлённая неведомыми ей ранее экономическими методами, предложила мне
проанализировать таким образом работу других сотрудников. Но это уже совсем
другая история…
©Татьяна Самородских, 2017
©Татьяна Самородских, 2017
Комментариев нет:
Отправить комментарий