Должен ли специалист по
кадрам обладать экономическими знаниями? В Квалификационном справочнике
должностей руководителей, специалистов и других служащих, утверждённом постановлением
Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37, такие требования предъявляются: специалист по
кадрам должен знать основы экономики, организации труда и управления. Однако в
квалификационных требованиях указано лишь высшее профессиональное образование
без направления подготовки.
В профессиональном стандарте
«Специалист по управлению персоналом» указана обобщённая трудовая функция «Деятельность
по организации труда и оплаты персонала», и в квалификационные требования к
специалистам, осуществляющим такую деятельность, уже помимо высшего образования
добавлено дополнительное профессиональное образование - программы
профессиональной переподготовки в области экономики, нормирования и оплаты
труда, программы повышения квалификации. Среди базовых должностей, послуживших
основой для формирования профстандарта, указаны такие серьёзные должности из
Квалификационного справочника, как инженер по нормированию труда и экономист по
труду.
И это правильно. Без
основ таких знаний не обойтись специалистам, работающим с человеческим ресурсом
предприятий, ведь зачастую для руководителей язык цифр гораздо более
показателен, чем абстрактные доводы, основанные на интуиции и психологии (да
простят меня психологи!)
В качестве иллюстрации
приведу случай из моей практики.
Брать ли в штат ещё одного бухгалтера?
Директор попросила
разобраться в ситуации, связанной с работой бухгалтерии. Решался вопрос о приёме
на работу ещё одного бухгалтера, так как бухгалтерия не справлялась с работой,
главный бухгалтер постоянно выходила на работу в выходные дни.
Штат бухгалтерии на тот
момент состоял из главного бухгалтера и двух бухгалтеров. Одна из ставок
бухгалтеров была вакантна, главный бухгалтер и бухгалтер делили её между собой,
выполняя работы в порядке совмещения должностей за дополнительную плату.
Директор предложила взять на вакантную ставку «живого» человека и тем самым
разгрузить работу остальных специалистов. Те запротестовали, объяснив, что
пусть с переработками, но будут справляться сами.
Если бы это была
сторонняя компания, первым делом я бы провела фотографию рабочего дня
специалистов бухгалтерии. Но так как отдел кадров работал в плотной связке с
бухгалтерией, я и так знала, что потери рабочего времени у них просто огромные!
Простой бухгалтер
регулярно отпрашивалась у главного бухгалтера, и та отпускала её неофициально,
т.е. не оформляя отпуск без сохранения заработной платы. При этом они могли
вообще никого не ставить в известность, так как табель учёта рабочего времени
вела главный бухгалтер, и лишь случайно директор или я могли зайти в
бухгалтерию и увидеть, что бухгалтера нет. Тогда и возникало объяснение, что у
неё «семейные обстоятельства», «она себя неважно чувствует», «уехала в
статистику» и т.д.
Сама главный бухгалтер
также любила раз в месяц устраивать себе «длинный выходной», отпрашиваясь у
директора в пятницу. На работу она редко приходила вовремя, практически
никогда, появляясь с полуторачасовым опозданием. На робкие и редкие претензии
агрессивно возражала: «Я и так постоянно по выходным работаю, имею право!»
Ну и в течение рабочего
дня главный бухгалтер зависала в Интернете, вела длинные телефонные разговоры с
родственниками и знакомыми на личные темы, иногда даже умудрялась смотреть кино
и читать книги!
При этом бухгалтерию
регулярно премировали за то, что они, бедняжки, вдвоём работают за троих,
волокут на себе весь этот непомерный воз обязанностей, не считаются с личным
временем, работая в выходные.
Я понимала, что всё это
директору нужно преподнести в какой-то убедительной форме, а не в виде эмоций. Вариант
с проведением фотографии рабочего дня отпадал: директор не хотела так явно
обозначать свой интерес к бухгалтерии. Пришлось идти другим путём.
Определение потерь рабочего времени
Я решила посчитать, сколько
наша организация платит главному бухгалтеру за фактически не отработанное ею
время. Для решения этой задачи у меня были следующие данные:
1) ежедневные опоздания
на работу – 1,5 часа;
2) раз в месяц неофициальное
отсутствие в пятницу;
3) выходы
на работу в выходные и нерабочие праздничные дни – 30 в год (в соответствии со
служебными записками);
4)
время, фактически отработанное в выходные и нерабочие праздничные дни – 124
часа (в соответствии с данными журнала учёта выдачи ключей);
5)
должностной
оклад главного бухгалтера – 17500 руб.;
6) фактическая заработная
плата главного бухгалтера (включая доплату
за совмещение должностей и премии за интенсивность работы) – в среднем 40000
руб. в месяц.
Производим расчёты:
1) Подсчитаем общее количество
потерь рабочего времени за счёт ежедневных опозданий и неофициального
отсутствия в пятницу:
- 1,5 часа * 5 дней в неделю = 7,5 часа в неделю;
- 7,5 часа * 4 недели = 30 часов в месяц;
- 30 часов * 11 месяцев (при условии, что 1 месяц – ежегодный отпуск) = 330 часов в год;
- 330 часов : 8 часов = 41,25 рабочих дня в год;
- 1 день * 11 месяцев = 11 рабочих дней в год;
- 41,25 + 11 = 52,25 рабочих дня в год.
Итого:
за счёт ежедневных опозданий в 1,5 часа и неофициального отсутствия в пятницу
один раз в месяц потери рабочего времени главного бухгалтера составляют 52,25
рабочих дней в год.
2) Сколько времени не отработано в выходные и нерабочие праздничные дни?
- 124 часа : 8 часов = 15,5 рабочих дней фактически отработано в выходные и нерабочие праздничные дни;
- 30 дней – 15, 5 дня = 14,5 рабочих дней не отработано в выходные и нерабочие праздничные дни
Итого:
фактически в выходные и нерабочие праздничные дни главным бухгалтером не
отработано 14, 5 рабочих дней.
3) Сколько стоит время, не отработанное в обычные рабочие дни?
Возьмём среднее количество рабочих дней в месяц – 21 день
- 40000 руб. : 21 день = 1904,76 руб. – стоимость 1 рабочего дня главного бухгалтера;
- 52,25 рабочих дня * 1904,76 руб. = 99523,71 руб.
Итого:
за время, не отработанное в рабочие дни, излишне выплаченная главному
бухгалтеру заработная плата составляет 99523,
71 руб.
Работа в выходные или
нерабочие праздничные дни работникам, получающим должностной оклад,
оплачивается в размере не менее двойной дневной ставки сверх должностного
оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени (ст.
153 ТК РФ).
- 17500 руб. : 21 рабочий день * 2 = 1666,67 руб.;
- 1666,67 руб. * 14,5 дней = 24166,72 руб.
Итого:
за время, не отработанное в выходные и праздничные дни, излишне выплаченная
главному бухгалтеру заработная плата составляет 24166,72 руб.
***
Дополнено 23.03.2021: Расчёты произведены до вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 № 26-П, в соответствии с которым при определении зарплаты в выходные и нерабочие праздничные дни работодателем должны учитываться компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные в рамках системы оплаты труда организации.
Если учесть эти положения, то сумма излишне выплаченной главному бухгалтеру заработной платы будет ещё больше.
***
5) Сумма излишне выплаченной заработной платы за год составляет:
99523,71 руб. + 24166, 72 руб. = 123690,43
руб
Для пущего эффекта можно
умножить эту сумму на процент налогов, который работодатель платит за работника
(30%):
123690,43 руб. *1,3 = 160797,55 руб.
Ужесточение трудовой дисциплины
Итак, расчёты
произведены, результат преподнесён директору с соответствующими пояснениями:
- почти 124 тысячи рублей главный бухгалтер получила за год просто так, не выполнив за это никакой работы;
- бюджету организации это обошлось в 161 тысячу рублей;
- не отработанное в рабочие дни время никак не компенсируется работой в выходные и праздничные дни: 52,25 рабочих дня – 15,5 рабочих дня = 36,75 рабочих дня так и остались неотработанными, а деньги за них получены;
- если бы вёлся учёт неофициальных невыходов на работу простого бухгалтера, можно было бы подсчитать размер финансовых потерь от работы бухгалтерии в целом;
- всю работу специалисты бухгалтерии могут выполнять в рабочее время в нормальном темпе, следовательно, говорить о премиях за интенсивность работы не приходится.
Для себя я решила так:
если эти результаты не произведут впечатления, предложу всё-таки провести
фотографию рабочего дня специалистов бухгалтерии. Я точно знала, что там кроется
много резервов рабочего времени и, вполне вероятно, третий работник в штате
вообще не нужен.
Но директор и так была
впечатлена, похоже, она никогда не задумывалась о том, что, по сути, бухгалтера
получали двойную, как не тройную оплату: свою заработную плату, доплату за
совмещение должности, которая, вполне возможно, и не нужна в штате бухгалтерии,
и премии за интенсивность работы, которой не было и в помине.
И это бюджетное
учреждение! Думаю, если бы такие цифры увидел собственник в коммерческой
организации, он бы разгневался ещё больше.
В итоге директор провела
с главным бухгалтером воспитательную беседу, указав на недопустимость
опозданий, предупредив, что теперь все отсутствия – только за свой счёт, в
выходные работать она запрещает, а если будут возникать случаи несвоевременной
сдачи отчётности, накажут рублём. Для этого специалистам бухгалтерии были
установлены соответствующие показатели эффективности деятельности, по
результатам которых начислялись премии.
Больше «необходимости»
работать в выходные у главного бухгалтера не возникало. А директор,
впечатлённая неведомыми ей ранее экономическими методами, предложила мне
проанализировать таким образом работу других сотрудников. Но это уже совсем
другая история…
©Татьяна Самородских, 2017
©Татьяна Самородских, 2017
Комментариев нет:
Отправить комментарий