суббота, 15 июля 2017 г.

«Раскрутка» на оптимизацию, или Почему молчат сотрудники? Часть 1


Технолог – лучший друг нормировщика

Описание бизнес-процессов
Если кадровик (специалист по управлению персоналом) работает в организации, которая занимается производством товаров, то ему практически не грозит быть привлечённым к процессу нормирования труда, так как запуску изделия в производство предшествуют этапы НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок) и разработки полного пакета технической документации. Кроме того, на таких предприятиях всегда есть технологи и нормировщики.


Что касается организаций, занимающихся оказанием услуг, они тоже неоднородны. Вам повезло, если ваша организация достаточно крупная, и в штате присутствует технолог.
Технолог – как раз тот самый специалист, который и разрабатывает технологический процесс изготовления изделия/оказания услуг, определяет оптимальные способы выполнения работ, участвует в разработке норм времени на производственные операции и т.д.
Почитайте описания должностей «инженер-технолог» и «техник-технолог» в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37, и вы поймете, почему технолога считают лучшим другом нормировщика.
Есть организации, оказывающие услуги в соответствии с типовыми техпроцессами, разработанными вышестоящими ведомствами либо специальными лабораториями. Например, в Челябинске в конце 80-х годов действовала экспериментальная парикмахерская, в которой мастера высокого класса разрабатывали новые модели стрижек, укладок, завивки, окраски волос и т.п.
Они отрабатывали технологии на клиентах, а затем запускали услуги, если так можно выразиться, «в серийное производство». Проводили обучение мастеров, оказывали методическое руководство.
Такая же схема может действовать в сфере оказания услуг по пошиву одежды, обуви и т.д., то есть техпроцессы оказания услуг разрабатываются в неких экспериментальных мастерских, лабораториях и внедряются в серийное производство, а персонал остальных ателье проходит обучение.
В этом плане такие организации можно сравнить с предприятиями по производству товаров, так как в технической документации закреплены требования к условиям, в которых должны производиться работы, оборудованию, материалам, последовательности работ и т.д.

Внешние и внутренние клиенты компании

Напоминаю - для того, чтобы определить норму времени на выполнение операции, нужно:
· проанализировать, в каких организационно-технических условиях выполняется работа;
· какие приёмы и методы используются при выполнении работы;
· определить наиболее рациональные способы выполнения работы.
Так вот, если ваша организация производит товар или оказывает услугу по установленной технологии, все вышеуказанные этапы выполнены, и вам остаётся с помощью специалистов либо самостоятельно определить нормы времени на выполнение работ.
Если же никакого описания процессов нет, вам придётся выполнять подготовительную работу самим.
А если мы не производим товар и не оказываем услуги, спросите вы? Если мы – просто офис, все сидят в кабинетах и делают свою работу. Всю «офисную» деятельность также можно рассматривать как оказание услуг либо внешним, либо внутренним клиентам, поэтому я не выделяю «офисные» организации в отдельную группу.
Справедливости ради, надо заметить, что такой взгляд на деятельность специалистов, технических исполнителей и руководителей относительно нов, он вошёл в нашу жизнь вместе с системой менеджмента качества (СМК) и до сих пор во многих организациях не могут понять, что это такое – внутренний потребитель услуг, и почему мы также должны оказывать ему услуги надлежащего качества.

Описание рабочего процесса

Итак, вы – специалист по управлению персоналом именно в такой организации, где процессы не формализованы, и перед вами поставлена задача во всём этом разобраться. С какими трудностями вы столкнётесь?
Прежде всего, вы не можете самостоятельно описать процессы хотя бы потому, что вы не специалист во всех сферах деятельности вашей организации. И вам понадобится обратиться за помощью к рядовым работникам и руководителям. И вот какие проблемы выявила я на своём опыте в процессе такой деятельности:
· люди не умеют описывать свою работу;
· люди не знают/не интересуются, что происходит до либо после того, как документы/информация попадут к ним либо уйдут от них, то есть «не видят дальше собственного носа»;
· люди не верят, что в их работе можно разобраться, они аргументируют тем, что их деятельность очень разнообразна, её невозможно учесть, то есть настроены скептически;
· люди сознательно пытаются скрыть информацию.
Опросный метод при описании процессов

Первое явление меня, честно говоря, удивило, когда я впервые столкнулась с тем, что специалисты с высшим образованием не могут внятно описать свою деятельность. Но если человек настроен конструктивно, то вы сможете «раскрутить» его и даже вовлечь в это интереснейшее занятие. У многих начинали блестеть глаза, когда мы вместе распутывали этот клубок разрозненных сведений.
Очень приятным «побочным эффектом» от таких детективных расследований явился новый взгляд опрашиваемых специалистов на деятельность свою, своего подразделения, своих коллег и – самое главное! – предложения по оптимизации деятельности. Как будто стряхнули многолетнюю пыль с мозга (извините за такую метафору), и люди осознали: то, что они делали по инерции, потому что «так делали всегда», можно, оказывается, делать по-другому, и испытывать удовольствие от таких нововведений!
Такого же эффекта можно добиться со второй и третьей группами работников, если найти правильный подход. Если же человек не поддаётся, то он, скорее всего, перейдёт в последнюю группу. О причинах, по которым люди сознательно скрывают информацию о своей деятельности, читайте во второй части.

©Татьяна Самородских, 2017
Читайте также:

Комментариев нет: