суббота, 9 июня 2018 г.

Кто отвечает за медосмотры в организации


Распределение должностных обязанностей
Вопрос с кадрового форума:

«Коллеги, подскажите, как вы решаете вопрос с медосмотрами? Уже замучалась «бодаться» со специалистом по охране труда, он почему-то считает, что это моя обязанность».
Отвечает Татьяна Самородских:
Могу поделиться своим опытом.

Нужно ли проходить медосмотр

В организации, о которой пойдёт речь, работников на медосмотры не направляли. Изредка этот вопрос поднимался, но мнения были противоречивыми, как и ответы, которые мы получали от различных инстанций, куда обращались за консультацией.
Суть была в том, что организация занималась повышением квалификации взрослых. Поэтому в одном ответе было сказано, что раз мы не работаем с несовершеннолетними, к нам требования о прохождении медосмотра не относятся.
В другом ответе, наоборот, высказывалась точка зрения, что формулировка п. 18 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, предельно конкретизирована: «Работы в образовательных организациях всех типов и видов…», а наша организация была образовательной.
Точку в этом вялотекущем споре поставил инспектор ГИТ после проверки по жалобе работников. И хотя работники жаловались совсем на другое, проверили заодно и охрану труда и вынесли предписание устранить нарушения. Всё-таки инспектор сослался на этот самый п. 18, и перед руководителем встал вопрос организации направления работников на медосмотры.


Как организовать медосмотр на предприятии

Предстояло определить виды работ по осуществлению данного процесса и распределить их между должностными лицами.
Распределение обязанностей между работниками
Основным нормативным актом, которым следует руководствоваться при организации медосмотров, является вышеуказанный приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2011 № 302н.
Работа по данному направлению включает в себя:
1) выбор медицинской организации, заключение договора с ней, обеспечение оплаты, в случае непролонгации договора оформление запроса по передаче медицинских карт работников в другую медицинскую организацию;
2) формирование так называемого списка контингента работников, подвергающихся воздействию вредных производственных факторов либо выполняющих работы, входящие в Перечень работ, представление его на утверждение руководителю организации, передача в установленных сроки в территориальный орган Роспотребнадзора;
3) разработка поимённого списка работников, подвергающихся воздействию вредных производственных факторов либо выполняющих работы, входящие в Перечень работ, представление его на утверждение руководителю организации;
4) согласование с медицинской организацией календарного плана проведения периодического медосмотра, передача поимённого списка работников в медицинскую организацию в установленные сроки, ознакомление работников с календарным планом;
5) выдача направлений на предварительные и периодические медосмотры, ведение журнала учёта выдачи направлений;
6) ведение учёта прохождения работниками медосмотров, хранение заключительных актов, выданных по результатам медосмотров.


Кто организует медосмотры в организации

Это – что нужно делать, дальше предстояло определить, кто должен это делать. Это, как вы понимаете, ключевой момент: никто не хочет брать на себя лишнюю работу. Поэтому мне предстояло изучить ряд нормативно-правовых актов, разработать вариант решения и проявить чудеса дипломатии в беседе с директором 😊
Штат организации на тот момент включал должности ведущего инженера по охране труда*, входившую в состав административно-хозяйственного отдела, и ведущего специалиста по кадрам, входившую в состав отдела правового и кадрового обеспечения.
*Примечаниедля справки замечу, что должность «инженер по охране труда» в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.05.2013 № 205 была исключена из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих.
С 1 июля 2013 г. применяется раздел справочника «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», утверждённый приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. № 559н, в котором предусмотрена должность «специалист по охране труда».

Существование должности специалиста по охране труда с устаревшим наименованием в нашей организации объяснялось нюансами в оплате труда и волей учредителя.
Мною были изучены:

  • Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37;
  • Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», утверждённые приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. № 559н; 
  • Профессиональный стандарт 07.003 «Специалист по управлению персоналом», утв. Приказом Минтруда РФ от 06.10.2015 № 691;
  • Профессиональный стандарт 40.054 «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 № 524н.
Выяснилось, что ни в профстандарте специалиста по управлению персоналом, ни в квалификационных требованиях к должностям специалиста по кадрам и менеджера по персоналу нет упоминаний об обязанности по организации медосмотров.
Основные обязанности инженера по охране труда
А вот что нашлось в квалификационной характеристике должности «инженер по охране труда»:
«Оказывает подразделениям предприятия методическую помощь в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры»;
в квалификационной характеристике должности «специалист по охране труда»:

«Организовывает и участвует в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным предварительным при приеме на работу и периодическим медицинским осмотрам, предрейсовым (послерейсовым) и предсменным (послесменным) осмотрам»;
и в профстандарте специалиста в области охраны труда:
трудовая функция «Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учётом условий труда», трудовое действие – «Организация проведения предварительных при приёме на работу и периодических медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров (освидетельствований), обязательных психиатрических освидетельствований».

Распределение должностных обязанностей

Таким образом, всё-таки большую часть работы должен взять на себя специалист по охране труда. Но у нас в штате ещё была должность заместителя директора по общим вопросам, который как раз и занимался заключением договоров со сторонними организациями, поэтому первый блок обязанностей достался ему.
В результате обязанности распределились следующим образом:
Вид работы
Ответственное должностное лицо
Заключение договора с медицинской организацией
Заместитель директора по общим вопросам
Обеспечение своевременной оплаты по договору
Главный бухгалтер
Оформление запроса о передаче медицинских карт работников в другую медорганизацию в случае непролонгации договора
Ведущий инженер по охране труда
Формирование списка контингента работников, представление на утверждение директору, передача в территориальный орган Роспотребнадзора
Ведущий инженер по охране труда
Разработка поимённого списка работников
Ведущий инженер по охране труда

Ведущий специалист по кадрам
Представление поимённого списка на утверждение директору
Ведущий инженер по охране труда
Согласование с медицинской организацией календарного плана периодического медосмотра
Ведущий инженер по охране труда
Передача поимённого списка в медицинскую организацию
Ведущий инженер по охране труда
Ознакомление работников с календарным планом
Ведущий инженер по охране труда
Выдача направлений на периодические медицинские осмотры, ведение журнала учёта выдачи направлений
Ведущий инженер по охране труда
Выдача направлений на предварительные медицинские осмотры, ведение журнала учёта выдачи направлений
Ведущий специалист по кадрам
Ведение учёта прохождения работниками медосмотров, хранение заключительных актов, выданных по результатам медосмотров
Ведущий инженер по охране труда
Сразу скажу, что в других организациях обязанности могут распределиться по-другому, в зависимости от масштаба и оргструктуры. Например, мне известны крупные промышленные предприятия, где этим вопросом занимались работники здравпункта.
Как правильно распределить обязанности
Да и в нашей организации возник спор по поводу выдачи направлений на медосмотры. Специалист по кадрам и так был перегружен, а инженер по охране труда, наоборот, работал на полставки. Директор приняла решение - основная часть работы будет выполняться инженером по охране труда 😊
Дальше оставалось лишь внести дополнения в положения о структурных подразделениях и должностные инструкции работников. Вы помните, что здесь возможны различные варианты развития событий, об этом я писала в публикации «Кто должен вести табель учёта рабочего времени».
В нашем случае всё прошло нормально: заместитель директора и ведущий специалист по кадрам согласились на изменение их трудовой функции, у главного бухгалтера контроль своевременной оплаты договоров и так значился в должностных обязанностях, а ведущий инженер по охране труда, который работал по совместительству, уволился, и мы, воспользовавшись моментом, переделали должностную инструкцию 😊 Следующий работник уже был принят на основную работу на полный рабочий день.
©Татьяна Самородских, 2018

Дополнено 07.07.2020с 1 июля 2020 г. вступила в силу новая редакция п. 37 ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ (ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА РАБОТУ) И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ (ОБСЛЕДОВАНИЙ) РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА ТЯЖЕЛЫХ РАБОТАХ И НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Подробнее об этом см. в выпуске новостей от проекта "Наш труд" № 4.
Также вам будет интересно:
· Медосмотр во время отпуска
· Как мне удалось расширить штат своего отдела
· Ещё немного о разработке должностных инструкций
· Медицинская аптечка для организаций

4 комментария:

Анонимный комментирует...
Этот комментарий был удален администратором блога.
Анонимный комментирует...

Кадровики как всегда с себя всё спихивают ))))

sibiryk комментирует...

Точно спихивают��по поводу приказа 691н автор поняла как ей удобно. Автор вы забыли о законе о персональных данных. Специалист по охране труда не имеет права хранить и обрабатывать эти данные. Эти обязанности у кадровика. И вами было правильно сказано, что специалист по от готовит таблицу с контингентом а в нем не указываюся фио, день рождения, стаж.так, что это статья сугубо личное мнение специалиста отдела кадров. Одна таблица с контингентом на основании которой ок готовит поименные списки и направления

Анонимный комментирует...

Очень смешно... кадровик был перегружен, а специалист по охране труда- нет, т.к. был трудоустроен на пол ставки. Так может и он был перегружен и пол ставки здесь ни при чем. Вот и уволился с этой неблагодарной работы, т.к. на него все вешали.
Мое мнение, как руководителя отдела ОТ- предварительные- отдел кадров, т.к. они отвечают за прием, периодические- отдел охраны труда.