Предыдущие публикации:
Из предыдущих публикаций мы выяснили, что штатная расстановка – полезный инструмент для ведения кадрового учёта и анализа различных аспектов, касающихся персонала организации.
Нужно ли включать сведения о совмещении должностей в штатную расстановку? Мой опыт показывает, что нужно.
В отличие от сведений о работниках, замещающих должности по трудовому договору, будь то основной работник или совместитель, при совмещении мы не можем указать количество штатных единиц, так как дополнительная работа выполняется в то же рабочее время, что и основная.
Но вы можете указать размер доплаты за совмещение должностей, это позволит вам контролировать расход фонда оплаты труда.
Для чего это нужно?
Сколько можно платить за совмещение должностей
Совмещение должностей – это дополнительная работа, которая выполняется в течение установленной работнику продолжительности рабочего времени наряду с работой, обусловленной трудовым договором.
Такую дополнительную работу может выполнять как основной работник, так и совместитель.
Трудовой кодекс устанавливает следующие виды дополнительной работы:
· совмещение профессий;
· совмещение должностей;
· увеличение объёма работ;
· расширение зоны обслуживания;
· исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Если вам это нужно, вы можете в штатной расстановке указать конкретный вид дополнительной работы.
Что касается размера доплаты, ст. 151 ТК РФ, регулирующая данный вопрос, ставит лишь два условия:
· размер доплаты устанавливается по соглашению сторон;
· при определении размера доплаты должны учитываться содержание и (или) объем дополнительной работы.
Долгое время действовало постановление Совмина СССР от 04.12.1981 № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)», в котором были установлены ограничения на размер доплаты, однако в 2009 году оно было признано недействующим на территории Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 10.03.2009 № 216 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»).
И хотя формально ограничения на размер доплаты отсутствуют, совмещение профессий (должностей) как форма организации труда была в своё время призвана повысить его эффективность: получение более высокого результата при неизменных либо меньших затратах.
Исходя из этой логики, вы не можете на доплату за совмещение потратить больше, чем заложено на оплату труда для данной должности в фонде оплаты труда, иначе это может вызвать справедливые вопросы как у собственника или руководителя коммерческой организации, так и у проверяющих бюджетных организаций.
С помощью штатной расстановки вы сможете контролировать, чтобы размер доплаты за совмещение не превышал итоговой суммы по данной штатное единице. Особенно удобно это, когда обязанности распределены между несколькими исполнителями.
О вариантах такого распределения я рассказывала в материале «Как предложить работнику выполнять дополнительную работу».
В сумме доплата всех работников, выполняющих обязанности данной штатной единицы (должности либо профессии) не должна превышать сумму, заложенную в фонде оплаты труда.
Например, у вас в данный момент по каким-то причинам пустует позиция бухгалтера 1 категории (вакансия либо работник временно отсутствует). Месячный фонд оплаты данной должности со всеми возможными доплатами и надбавками составляет 34 500 руб.
Руководитель организации распорядился распределить обязанности между тремя работниками. При этом сумма доплат за выполнение ими дополнительной работы по должности «бухгалтер 1 категории» не должна превышать указанную сумму – 34 500 руб., иначе данный способ неэффективен для организации.
Заполнение штатной расстановки
Давайте рассмотрим фрагмент штатной расстановки, на которой отражен состав бухгалтерии и (частично) отдела кадров.
В бухгалтерии заполнены штатные единицы главного бухгалтера (1 шт.ед.), бухгалтера 1 категории (2 шт.ед.) и бухгалтера 2 категории (0,5 шт.ед.).
Бухгалтер 1 категории Крутицкая И.Я. находится в отпуске по уходу за ребёнком, её обязанности в порядке совмещения должностей и увеличения объёма работ выполняют три работника: Седрикова А.К., Иванов П.Ю. и Кромова И.П. Сумма значений в ячейках, выделенных ярко-розовым цветом, не должна превышать итоговую сумму оплаты труда по должности бухгалтера 1 категории – 34 500 руб.
Также вы видим, что должность специалиста по кадрам в отделе кадров вакантна, и обязанности по ней также выполняются в порядке совмещения должностей.
Используя функцию сортировки или фильтра, если вы ведёте штатную расстановку в Excel, вы можете посмотреть, есть ли и сколько совмещений у конкретного работника. В нашем случае можно увидеть, что главный бухгалтер Седрикова А.К. совмещает должности бухгалтера 1 категории и специалиста по кадрам, получая доплату за каждое совмещение в размере 5000 руб.
Также вам будет интересно:
Комментариев нет:
Отправить комментарий