суббота, 8 июля 2017 г.

И вновь о процессах…

Описание техпроцесса
В Профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом», утв. приказом Минтруда России от 09.03.2022 №109н, входит трудовая функция «Деятельность по организации труда и оплаты персонала».Что должен уметь такой специалист? В числе прочего анализировать состояние нормирования труда, качество норм, показателей по труду и эффективность работы системы организации труда персонала и нормирования труда на рабочих местах.
Многие специалисты по кадрам заволновались – могут ли их привлечь к нормированию труда?


В предыдущей публикации мы говорили о том, как связаны организация и нормирование труда, в чём измерить труд и для чего нужно знать процесс производства товаров, работ, услуг. Давайте продолжим этот разговор…

Что такое техпроцесс

Технологический процесс (или техпроцесс) – это последовательность технологических операций, необходимых для выполнения определённого вида работ по преобразованию исходного сырья и материалов в конечный продукт с заданными параметрами.
Если вы работаете на промышленном предприятии, вам как кадровикам не о чем волноваться. Как правило, на промышленных предприятиях все техпроцессы оформлены надлежащим образом. Формы и правила оформления технологических документов устанавливаются ГОСТ 3.1105-2011 «Единая система технологической документации (ЕСТД). Формы и правила оформления документов общего назначения».
Для оформления техпроцесса используется целый комплект техдокументации:
· Титульный лист
· Карта эскизов (то, что в просторечии называют чертежом)
· Технологическая инструкция
· Маршрутная карта
· Операционная карта
· Ведомость оснастки
· Ведомость материалов
· Ведомость оборудования
· Карта наладки
и пр.
Для внедрения в производство технологический процесс утверждается уполномоченным лицом, выполняется согласование оборудования, технологической оснастки, обрабатывающего инструмента и т.д.
Правда, 90-е годы прошлись чёрным валом и по промпредприятиям. Разруха и бардак, царившие тогда, аукаются до сих пор. Я работала на двух промышленных предприятиях, крупных заводах, и на одном из них в 90-е годы были каким-то образом утеряны все техпроцессы, а на другом (между прочим, оборонном предприятии!) картотека норм времени была попросту сожжена. В то время казалось, что она никогда больше не пригодится. Помню, с какой болью об этом рассказывали ветераны завода, проработавшие в НТЛ (нормативно-техническая лаборатория) не один десяток лет.
Но даже если техпроцессы отсутствуют или их нужно актуализировать, вряд ли это заставят делать специалистов отдела кадров, отдела персонала или иных подобных подразделений. На промышленных предприятиях это зона ответственности главного инженера, главного технолога, директора по производству и других аналогичных должностей. И там уж точно есть хотя бы один экономист по труду и инженер по нормированию труда, которые также занимаются этими вопросами.
Специалист по управлению персоналом вступает в этот процесс, когда необходимо заниматься вопросами правового регулирования нормирования труда. Например, согласование норм времени с представительным органом работников, предупреждение о внедрении норм времени, возможно, организация процесса обучения работников рациональным приёмам труда и т.п.


Бизнес-процессы отдела кадров

А вот если ваша организация оказывает услуги либо полностью состоит из офисных работников, велика вероятность, что руководитель обратит свой взор на службу управления персоналом как исполнителя или участника в деле расчёта численности, оплаты труда, выстраивания мотивационных схем. И здесь без знания элементов нормирования и организации труда не обойтись.
Оформление копии трудовой книжки
Оказание услуги, выполнение определённой работы в офисе также можно представить в виде процесса. Вот как, например, выглядит процесс оформления заверенной копии трудовой книжки:
- поиск нужной книжки в месте хранения (шкаф, сейф);
- ксерокопирование разворотов трудовой книжки;
- внесение заверительных надписей на листы ксерокопии;
- проставление печати на заверительных надписях.
Таким же образом мы можем описать процессы оформления приёма на работу, перевода, предоставления отпуска, увольнения и т.д., разделить их на операции, проанализировать, как выполнять операции наиболее оптимально, определить время, необходимое на каждую операцию.
Существуют техпроцессы оказания гостиничных, туристических, ресторанных, медицинских, библиотечных услуг, услуг по пошиву одежды и т.д. А раз есть процесс, мы можем, ориентируясь на входящие в его состав операции, должным образом его организовать.
И, безусловно, специалисту по кадрам необходимо воспитывать в себе это качество – взгляд на любую работу с точки зрения научной организации труда. Даже если он не будет привлечён к организации труда работников предприятия, он всегда сможет правильно организовать свою работу, освободить её от ненужных «заторов», повысив тем самым производительность своего труда и свой авторитет перед лицом руководителя 😊

Комментариев нет: